Моторное масло

Как известно, для нормальной работы двигателя в качестве смазки применяют моторные масла. Основными функциями моторного масла при различных режимах и условиях эксплуатации двигателя являются:
а) смазывание—формирование тонкой смазывающей пленки на трущихся поверхностях, исключая прямой контакт трущихся деталей, что способствует снижению износа двигателя; 
б) уплотнение зазоров между цилиндром, поршнями, кольцам;
в) удаление продуктов высокотемпературных отложений и поддержании их во взвешенном состоянии в виде эмульсии, препятствуя выпадению их в осадок; 
г) защита деталей двигателя от коррозии; 
д) охлаждение—отвод тепла от трущихся деталей;
е) нейтрализация продуктов окисления, которые образуются при сгорании топлива и окислении масла. 
Качество современных моторных масел зависит от двух составляющих: базового масла и пакета присадок. Базовое масло—это продукт, получаемый путем переработки сырой нефти и в дальнейшем служащий основой для любого моторного масла. Базовые масла для смазочных материалов проходят несколько стадий переработки и очистки. В связи с этим базовые масла для производства моторных масел классифицируются Американским Институтом Нефти (API) на пять основных групп:
I группа API
Базовые масла, очищаемые сольвентами, содержат более 0,03% серы и менее 90% насыщенных углеводородов и имеют индекс вязкости 80-119 (обычно 90).
II  группа API
Базовые масла, проходят метод гидроочистки, содержат менее 0,03% серы и более 90% насыщенных углеводородов и имеют индекс вязкости 80-119 (обычно более 90).
III  группа API
Базовые масла, производятся по технологии жесткого гидрокрекинга. Здесь содержание серы не превышает 0,03%, а содержание насыщенных углеводородов более 90%  и имеют индекс вязкости более 120 (это так называемые НС-синтетические, гидросинтетические, крекинговые масла)
IV  группа API
Cинтетические полиальфаолефины, произведенные методом олигомеризации и  имеют индекс вязкости более130.
V  группа API
Другие синтетические базовые масла, произведенные различными методами и не вошедшие в I-IV группы.
Важной характеристикой базового масла является индекс вязкости (сокращенно VI, от английского Viscosity Inde). Чем выше индекс вязкости, тем меньше вязкость масла изменяется при колебании температуры и тем выше качество масла.  У маловязких глубокоочищенных масел индекс вязкости может достигать 200
Минеральное базовое масло является основой для получения современных высококачественных смазочных материалов, предназначенных для работы в обычных эксплуатационных условиях в широком диапазоне рабочих температур. Однако на базе минерального масла иногда невозможно разработать смазочный материал, обладающий отличными смазочными свойствами при достаточно низких или наоборот высоких эксплуатационных температурах. Для этого свойства минеральных масел улучшают заменой части минерального масла на синтетические компоненты. Таким образом можно производить частично синтетические и полусинтетические масла, обладающие хорошими свойствами при круглогодичном использовании.
С помощью синтетических базовых масел можно получить еще более высокие характеристики смазочных материалов.
Сырьем для производства синтетических ПАО базовых масел IV Группы API  обычно служат нефтяные газы – бутилен и этилен, а основой  являются углеводороды с длиной цепочки порядка 10…12 атомов. Их производят на сложных химических установках, соединяя короткие молекулы компонентов природного газа в более длинные (полимеризация).  В итоге получаются смазочные материалы исключительных характеристик — очень высокая окислительная стабильность, малая испаряемость и очень низкая температура замерзания (до 600 °С). Эти базовые масла получаются в 4-5 раз дороже минеральных.
В последнюю V Группу API  входят синтетические базовые масла, для производства которых не используется нефть или газ. Эти масла, а правильнее говорить маслоподобные жидкости, включают в себя десятки наименований (синтетические эфиры, алкилированные нафталины, силиконы и др.). Применяются как в качестве базовых масел, так и в смеси с другими синтетическими жидкостями (например с полиальфаолефинами) для различных автомобильных и промышленных смазок, там где требуется высокая стабильность смазочных материалов при экстремальных условиях эксплуатации  или обусловлены другими техническими требованиями к оборудованию.
Получение базовых масел с высоким индексом вязкости посредством жесткого гидрокрекинга является одним из самых перспективных методов улучшения свойств масла. В ходе гидрокрекинговых процессов происходит глубокая обработка нефти : удаляются серные и азотистые соединения, длинные углеводородные цепочки разрываются (крекинг) на более короткие с однородной структурой, при этом места разрывов в новых укороченных молекулах насыщаются водородом (гидрирование). Отсюда происходит и название--«гидрокрекинг».  Здесь налицо налицо все признаки синтеза – создания из исходного сырья нового соединения, с новой структурой и свойствами. Поэтому гидрокрекинг часто называют НС - синтезом.
В результате НС – синтеза получают улучшение молекулярной структуры базового масла, усиливается стойкость к механическим, термическим и химическим воздействиям и повышается стабильность свойств в период эксплуатации.
Современные базовые масла очень высокой степени очистки, полученные путем гидрообработки (от гидроочистки до каталитического гидрокрекинга) нефти, в зависимости от свойств попадают в группу II или III. Однако все  три группы масел  получены тем или иным способом из нефти. Гидрокрекинговые масла состоят из НС- компонента примерно на 80%  и 20% приходится на пакет присадок. Поэтому общая тенденция крупнейших производителей масел считать синтетическими и гидрокрекинговые масла. Тем более, что в 1999 году Американским Национальным Советом по вопросам рекламы (NAD-NationalAdvertisingDividing) в ходе арбитражных споров, было принято важное решение, что слово «синтетическое» на канистре не означает способ получения, а является лишь термином, описывающим потребительские свойства масла. Таким образом минеральные масла глубокой переработки (гидрокрекинга) принято считать синтетическими. Многие производители зачастую используют выражение «синтетическое масло» лишь как коммерческий ход, выдавая значительно улучшенные минеральные масла (гидрокрекинговые) за «синтетику». Истинно синтетическими автомаслами, произведенными не из нефтепродуктов многие до сих пор считают масла изготовленные на базе эстеров и поли-альфа-олефинов, сырьём для которых являются газы или копра кокосовых орехов, рапс.
Как же различать синтетические масла, произведенные по разным технологиям  друг от друга? Да без химического анализа – никак, если производитель не пожал это сделать. По своим свойствам они очень похожи. Цена только масла на основе PAO обычно процентов на 30-50 дороже. А нужно ли обычному потребителю их вообще различать? Ведь если моторное масло имеет вязкость, а также протестировано и одобрено по тем классам качества и допускам, которые требует производитель, то его однозначно можно применять в Вашем автомобиле.
Тем более, что некоторые  современные нефтеперерабатывающие компании, такие как,  например,  PETRO CANADA, применяют уникальный процесс очистки нефти по запатентованной технологии жесткого гидрокрекинга HT  в присутствии катализатора при высоких температурах и давлении и применении передового метода гидроизомеризации. В результате получаются базовые масла максимальной степени очистки с содержанием  предельных углеводородов 99,9%. Именно по этому данный метод позволяет добиться очень высоких эксплуатационных характеристик масел, сравнимых со смазочными материалами на основе полиальфаолефинов (ПAO-синтетическими), в которых содержание предельных углеводородов  равно 100%.
Требования к современным маслам достаточно жесткие, и для того, чтобы моторное масло соответствовало этим требованиям, в базовые масла добавляют комплект присадок, которые улучшают их свойства. Суммарное содержание присадок в маслах составляет до 35%. В настоящее время около 70% присадок, выпускаемых ведущими зарубежными фирмами, реализуется в форме так называемых пакетов. В состав пакетов обычно входят: модификаторы трения, присадки, моющие и диспергирующие присадки, противоизносные, депрессорные, антифрикционные, антикоррозийные, антиокислительные, противопенные присадки. Однако необходимо понимать, что даже очень хорошие присадки не превратят низкокачественные базовые масла в высококачественные смазочные материалы.      
Основные свойства масел
Важнейшими характеристиками современных моторных масел являются:
а) вязкостьопределяет текучесть и способность обеспечить режим смазывания в зависимости от температуры. Различают кинематическую вязкость измеряется в Стоксах (Ст) или сантистоксах (сСт), а в системе СИ в м2/с или в мм2/с  и динамическую вязкостьизмеряется сантипуазах (сП)  или в миллиПаскаль-секундах (мПас) а в системе СИ - в миллиПаскаль-секундах (мПас),  Для обеспечения холодного пуска двигателя при низких температурах, вязкость не должна быть очень большой. При высоких температурах масло не должно иметь очень малую вязкость, чтобы создавать прочную масляную пленку между трущимися деталями и необходимое давление в системе. Для обеспечения необходимой вязкости во всем диапазоне рабочих температур всесезонные моторные масла изготавливают из маловязкой основы и загущающих присадок (модификаторов вязкости). Основа, имеющая небольшую вязкость, обеспечивает нужные низкотемпературные характеристики, а присадки сохраняют достаточную вязкость при высокой температуре; 
б) индекс вязкости;
в) температура вспышки — показатель  характеризует наличие в масле легкокипящих фракций, он связан с испаряемостью масла в процессе эксплуатации;
г) температура застывания - характеризует момент резкого увеличения вязкости при снижении температуры;
д) щелочное число 
При процессе эксплуатации, в результате сгорания топлива, разрушения базового масла и присадок, в смазочных материалах накапливаются окислы, которые  необходимо нейтрализовать. Поэтому моторные масла должны обладать некоторым нормированным запасом щелочности. Щелочное число выражается через количество гидроокиси калия в миллиграммах, эквивалентное количеству всех щелочных компонентов, содержащихся в 1 г. масла (мг КОН/г);
е) плотность и удельный вес
Плотность вещества - это соотношение его массы к объему (кг/м3), а удельный вес - соотношение массы определенного объема вещества к массе соответствующего объема воды при 20°С. Плотность и удельный вес зависят от температуры.
 
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО SAE  J300
 
Описание вязкостно-температурных свойств масел содержится в общепринятой  классификации SAE J300. (SAE - Society of Automotive Engineers -Общество автомобильных инженеров).  
Эта классификация подразделяет моторные масла 12 классов вязкости от 0W до 60: 
6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W)
Буква W перед цифрой означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter - зима).   и 
6 летних (20, 30, 40, 50, 60)
Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером (например SAE  15W-40), первый из которых указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй - определяет характерный для соответствующего класса вязкости масла диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С. 
Классификация моторных масел по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и масляный насос прокачивает масло под давлением в режиме холодного пуска, не допускающим сухого трения деталей. Большинство масел, присутствующих сегодня на рынке, являются всесезонными, и для облегчения их подбора под конкретный двигатель, производитель  указывает в технической документации необходимый класс вязкости. Соответственно этому классу и выбирается моторное масло. 

 

Класс вязкости по SAE
Максимальная низкотемпературная вязкость, (сП)  при температуре, (°С)
Кинематическая вязкость, (сСт)       при 100 °С
Минимальная высокотемпературная вязкость HTHS
(сП), при 150°С и 10^6 c-1
Проворачиваемость
Прокачиваемость
min
max
0W
6200 при -35
60000 при -35
3,8
-
-
5W
6600 при -30
60000 при -30
3,8
-
-
10W
7000 при -25
60000 при -25
4,1
-
-
15W
7000 при -20
60000 при -20
5,6
-
-
20W
9500 при -15
60000 при -15
5,6
-
-
25W
13000 при -10
60000 при -10
9,3
-
-
20
-
-
5,6
<9,3
2,6
 
 
 
 
 
 
30
-
-
9,3
<12,5
2,9
40
-
-
12,5
<16,3
2,9 (классы 0W-40, 5W-40, 10W-40)
40
-
-
12,5
<6,3
3,7 (классы 15W-40, 20W-40, 25W-40, 40)
50
-
-
16,3
<21,9
3,7
60
-
-
21,9
<26,1
3,7
HTHS (High Temperature High Shear Rate)-высокая температура и высокая скорость сдвига. С помощью данного испытания измеряется вязкостная характеристика масла при очень высокой температуре и высокой скорости сдвига
 
Вязкость бывает кинематической, которая определяет способность масла заполнять все полости масляной системы двигателя, и динамической, характеризующей толщину масляной пленки на деталях двигателя в динамической среде, то есть способность масла защищать двигатель от износа. Величина индекса высокотемпературной вязкости (динамической вязкости)- HTHS является важнейшей характеристикой вязкости и противоизносных свойств моторных масел. Чем больше значение индекса высокотемпературной вязкости, тем выше кинематическая  вязкость и вязкость в условиях высокой температуры и высокой скорости сдвига (HTHS), и тем при более высоких температурах масло сохраняет свои свойства.  Современные масла условно можно разделить на  полновязкие, обеспечивающие максимальную защиту двигателя и имеющие HTHS  более 3,5 мПа/с, и маловязкие--с HTHS  2,6-3,5 мПа/с,  для достижения топливной экономичности.
Полностью синтетические масла, обладают исключительными вязкостно-температурными свойствами:
  • очень высокий индекс низкотемпературной вязкости (0W -ХХ), что существенно облегчает запуск двигателя в морозную погоду ( температура застывания до минус  50-60°С);
  • высокий индекс высокотемпературной вязкости HTHS, благодаря чему масляная пленка, разделяющая поверхности трения, не разрушается при экстремальных тепловых режимах. Поэтому синтетические масла имеют высокую термоокислительную стабильность, то есть малую склонность к  шламообразованию, а также небольшую испаряемость и расход на угар.
Эти свойства важны для масел, предназначенных для высоконагруженных и турбированных двигателей, особенно при удлиненном интервале замены. Поэтому маловязкие масла классов SAE  OW-ХХ, созданные на основе синтетического базового масла, являются самыми востребованными.
 
  КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО API
 
Система классификации моторных масел API - American Petroleum Institute  (Американский Институт Нефти) развивалась с 1969 года. В своей последней редакции система API устанавливает три эксплуатационные категории назначения и качества моторных масел:
    S (Service) – моторные масла для четырехтактных бензиновых двигателей. Вторая буква означает класс качества и назначения моторных масел. В настоящее время категория «S»  включает 12 классов масел в следующем порядке возрастания требований к их качеству:
API  SA, SB, SC, SD, SE,  SF, SG,  SH, SJ, SL, SM, SN .
Классы API  SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG-- на сегодняшний день признаны как устаревшие    
Классы API  SH, SJ, SL, SM, SN-- действующие, причем последующая перекрывает требования к качеству моторного масла предшествующего класса.
    C (Commercial) – моторные масла, предназначенные для дизельных двигателей автомобильного транспорта, внедорожной строительной и сельскохозяйственной техники. Классы:
API  СA, СB, СC, СD, CD+, СD-II, CE, CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4, CI-4, CI-4+, CJ-4.
Классы API  СA, СB, СC, СD, CD+, СD-II, CE, CF-4  --на сегодняшний день признаны  как устаревшие
Классы API  CF, CF-2, CG-4, CH-4, CI-4, CI-4+, CJ-4—действующие.  
    EC (Energy Conserving) - энергосберегающие масла –
высококачественные маловязкие, легкотекущие моторные масла, уменьшающие расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях. Эти масла  отличаются  низкой вязкостью как при низкой, так и при высокой температуре, поэтому могут быть сертифицированы на соответствие категории API  EC "энергосберегающие" масла ("Energy Conserving" Oil). 
Энергосберегающие масла различных классов вязкости должны обеспечивать экономию топлива от 0,5 до 2,5%
Римскими цифрами после букв ЕС  указывается уровень получаемой экономии топлива (например ЕС II - 2,5%)
В настоящее время API  вве­ло но­вое обо­зна­че­ние «Сбе­ре­га­ю­щее Ре­сур­сы» (Resource Conserving), ко­то­рое ис­поль­зуется в связ­ке с API  SN. Обо­зна­че­ние «Сбе­ре­га­ю­щее Ре­сур­сы» за­ме­ни­ло пре­ды­ду­щее обо­зна­че­ние «Сбе­ре­га­ю­щее Энер­гию» (Energy Conserving). В то вре­мя как обо­зна­че­ние «Сбе­ре­га­ю­щее Энер­гию» бы­ло сфо­ку­си­ро­ва­но толь­ко на экономии топ­ли­ва, но­вое обо­зна­че­ние «Сбе­ре­га­ю­щее Ре­сур­сы» охва­ты­ва­ет эко­но­мию топ­ли­ва, за­щи­ту си­сте­мы очист­ки вы­хлоп­ных га­зов и тур­бо­над­ду­вов, а так­же сов­ме­сти­мость с уплотняющими материалами и помогает защитить двигатель при работе на смесях с этанолом (вплоть до Е85).
Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является предпочтительным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Например, API  SJ/CF-4. - масло предназначено для бензиновых двигателей, но при этом допускается его использование и в дизельных моторах.
Лицензированные масла, прошедшие официальные испытания API – SAE и удовлетворяющие требования действующих категорий качества, имеют на своих этикетках графический круглый знак "API символ обслуживания" (API Service Symbol), в котором в верхней части указана категория API, в центре—степень вязкости по SAE, в нижней части знака маркировка ресурсосбережения (Resource Conserving), если продукт обладает такими свойствами. Такой круглый символ наносятся на передние или задние этикетки канистр моторных масел. Здесь показан пример расположения знака на задней этикетки канистры масла PETRO CANADA

 Этикетка задняя

ДЕЙСТВУЮЩИЕ КЛАССЫ МАСЕЛ ПО API ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ.
 
Класс масел
Рекомендуемая область применения
SH
Лицензированная категория, утвержденная в 1992 году.
На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API для дизельных двигателей. (например API СF/SH). По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательной сертификации на энергосбережение.
SJ
Категория API  SJ утверждена 6 ноября 1995 года, лицензии выдаются с 15 октября 1996 года.
Моторные масла этой категории предназначены для использования в бензиновых двигателях легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков и соответствуют требованиям производителей автомобилей к нагарообразованию, работах при низких температурах. Масла имеют возможность сертифицироваться по категории энергосбережения API  SJ/EC.
SL
Введена с 2001.
Моторные масла данной категории должны удовлетворять требованиям 
стабильности энергосберегающих свойств, пониженной летучестью, удлиненными интервалами замены. Могут применятся в бензиновых многоклапанных, турбированных двигателях и соответствуют современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению
SM
Введена в ноябре 2004.
Моторные масела по категории API SM должны отвечать требованиям экологической безопасности, увеличению интервалов технического обслуживания при сохранении надежности работы. От предыдущей API SL отличаются повышенной стойкостью к окислению, усиленной защитой от отложений и преждеврененного износа деталей двигателя. Некоторые моторные масла этой категории могут быть сертифицированы по классу ILSAC как энергосберегающие.
SN
Введена в октябре 2010г.
Это по­след­няя сер­вис­ная ка­те­го­рия для ав­томоби­лей с бен­зи­но­вы­ми дви­га­те­ля­ми. Мо­тор­ные масла, от­ве­ча­ю­щие API  SN, мо­гут ис­поль­зо­вать­ся в дви­га­те­лях, кото­рым пред­пи­са­ны ка­те­го­рии API SM и бо­лее ран­ние ка­те­го­рии S. Основные отличие новей классификации API  SN от предыдущих: ограничение содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов; улучше­ны в об­ла­стях окис­ли­тель­ной ста­биль­но­сти и кон­тро­ля от­ло­же­ний и шла­мов; а также комплексное энергосбережение. Эксплуатационные характеристики моторных масел по API  SN  эквивалентны классификации ILSAC GF–5 и приблизительно соответствовуют АСЕА С2, С3, С4
 
 ДЕЙСТВУЮЩИЕ КЛАССЫ МАСЕЛ ПО  API  ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ  ДВИГАТЕЛЕЙ.
 
Класс масел
Рекомендуемая область применения
СF-4
Устаревшая спецификация, была введена в 1990 году.
Для грузовых автомобилей магистрального и немагистрального типа, автобусов и другой техники с  четырехтактными дизельными двигателями с турбонаддувом и без, эксплуатируемой в высокоскоростных режимах. Можно использовать вместо масел предыдущих категорий при наличии соответствующих рекомендаций производителя двигателя.
СF-2
Введена в 1994 году.
Моторные масла данной категории предназначены для двухтактных дизельных двигателях, работающих в условиях повышенной нагруженности и обладают улучшенными свойствами по сравнению с предыдущей категорией
СF
Введена в 1994 году.
Данная категория масел применяется для грузовых автомобилей, внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, турбонаддувом, в том числе работающих на топливе с содержанием серы 0,5% от массы и выше. Заменяет категорию масел CD и обладает улучшенными противоизносными свойствами, меньшей склонностью к полировке зеркала цилиндра и образует меньше поршневых отложений.
СG-4
Введена в 1995 году.
Эта категория специально разрабатывалась для возросших требований к моторным маслам современных магистральных автобусов, грузовиков и другой дизельной техники, которая эксплуатируется в режимах повышенных нагрузок, а также высокоскоростных режимах и работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Моторные масла данной категории могут  также применяться в двигателях, для которых не выдвигается особых требований к качеству топлива (удельное содержание серы может достигать 0,5%).Категория CG-4 удовлетворяет требованиям по экологии и токсичности выхлопных газов, введенные в США с 1994 года.
Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий.
СH-4
Введена с 1998 года.
Моторные масла этой категории предназначены для быстроходных четырёхтактных двигателей, которые удовлетворяют требованиям по токсичности выхлопных газов, введенных  с 1998 года. Масла СН-4 позволяют использовать дизельное топливо с содержанием серы вплоть до 0,5% от массы и ресурс этих моторных масел менее чувствителен к использованию  топлива с содержанием серы более 0,5%, что особенно актуально для некоторых стран. По сравнению с предыдущей категорией обладают улучшенными противоизносными свойствами, меньше образуют шлама и обладают улучшенной антиокислительной стабильностью.
 Можно применять вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 категории масел.
СI-4
Введена в 2002 году.
Разработана для современных четырёхтактных дизельных двигателей с различными видами впрыска и наддува, а также могут применяться в двигателях с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Категория введена для удовлетворения более жестким нормам по токсичности отработавших газов 2002 года. Масла СI-4 допускают использование топлива с содержание серы вплоть до 0,5% от массы, а также имеют повышенную устойчивость к термическому окислению и более высокие диспергирующие свойства по сравнению с предыдущей категорией. Заменяет CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4 категории масла.
API CI-4 PLUS
Введена с  2004 года
Данная категория была введена как дополнительная к категории СI-4. В ней ужесточены требования к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям, ограничение значения TBN (щелочности).
CJ-4
Введена с октября 2006.
Категория разработана для быстроходных четырёхтактных тяжелонагруженных  дизельных двигателей, которые отвечают новым экологическим стандартам по токсичности отработанных газов, вводимых с 2007 года. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ррт (0,05% от массы). Однако работа с топливом, в котором содержание серы превышает 15 ррт (0,0015% от массы), может сказаться на работоспособности систем очистки выхлопных газов и/или интервалах замены масла.
Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованные дизельными сажевыми фильтрами (DPF- Diesel Particular Filter) и другими системами обработки выхлопных газов (EGR- Engine Gas Recirculation). Помимо этого у масел этой категории улучшены защитные свойства, повышена окислительная, низко- и высокотемпературная стабильность, а также возможность достижения удлиненных интервалов технического обслуживания. 
Категория CJ-4 превышает рабочие свойства CI-4, CI-4 Plus, CH-4, CG-4, CF-4 и могут применяться в двигателях, которым рекомендуются масла этой категории.
 
КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛ ПО  ILSAC
 
Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA), совместно создали в 1992 году Международный комитет по стандартизации моторных масел ILSAC  (International Lubricants Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества моторных масел, осуществляется лицензирование и контроль за соблюдением действующих норм.
Моторные масла, используемым в двигателях американских и японских автомобилей, часто сертифицируются совместно по двум системам  API и ILSAC. Категории масел, сертифицированные API, в случае соответствия требованиям ILSAC, обозначаются "Символом Свидетельства сертификации API (API Certification Mark), обычно называемый «звездочкой» (the Starburst). Этот символ дает возможность быстро определить соответствует ли моторное масло гарантийным требованиям Chrysler (бывший DaimlerChrysler), Ford и General Motors, а также японским производителям транспортных средств. Этот знак может присваиваться только ресурсосберегающим, легкотекучим маслам наивысшего уровня качества, с вязкостями SAE 0W-..., 5W-... и 10W-… и должен быть расположен на передней части упаковки (канистры). Пример нанесения данного символа показан на передней этикетки канистры масла  PETRO CANADA (справа):

Этикетка передняя

Слева расположен символ запатентованной технологии очистки HT  (Purity Process) компании PETRO CANADA.
На данный момент утверждены 5 категорий качества моторного масла по классификации ILSAC:
GF-1, GF-2, GF-3, GF-4, GF-5.
 

 

Категория масел
Рекомендуемая область применения
GF-1
Введена в 1990 году (устарела).
Отражает минимально допустимые требования к моторному маслу для американских и японских автомобилей по экономии топлива, снижению отложений, повышению противоизносных свойств и защите систем нейтрализации выхлопных газов.
Категория GF-1 соответствовала  API  SH; вязкости моторных масел SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX - 30, 40 ,50, 60.
GF-2
Введена в 1996 году.
Масла данной категории соответствуют требованиям API SJ и требованиям по энергосбережению EC-II (EC-2), и совместимы с устройствами нейтрализации отработавших газов. По сравнению с предыдущей категорией GF-1 добавились масла классом вязкости SAE 0W-20, 5W-20.
GF-3
Введена с 2001 года.
Категория существенно отличается от предыдущих повышенными требованиями к испарению масла, стабильности вязкостных свойств, снижению высокотемпературных отложений, а также лучшими антиокислительными и противоизносными характеристиками масла.
Масла GF-3 соответствуют спецификации API  SL, но GF-3 обязательно является энергосберегающим.
GF-4
Введена с января 2004 года.
Моторные масла данной категории имеют следующие отличие от предыдущей: более высокая защита от высокотемпературных отложений; более высокой стойкостью к окислению; улучшенными моющими свойствами; меньшей испаряемостью масла, а также совместимостью с каталитическими системами восстановления отработанных газов. Классы вязкости  категории: SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30.
Масла ILSAC GF-4 соответствуют спецификации API  с обязательными энергосберегающими свойствами.
GF-5
Введена в декабре 2009 года.
Масла этой категории повышают эффективность работы двигателя автомобиля, обладают высокой степенью защиты поршней, систем турбонаддува  от высокотемпературных отложений, а также отвечают повышенным требованиям к  совместимости с каталитическими системами.
Основные отличия от предыдущей категории:
улучшенная защита от износа и коррозии; топливная экономичность, достигнутая за счет антифрикционных компонентов; улучшенная совместимость с уплотнительными материалами; улучшенная защита от шламообразования; возможность работы с биотопливом.
 
КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛ ПО  ACEA
 
Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей ACEA (Association des Constructeurs Europeens de L'Automobile), представляет интересы европейских производителей легковых и грузовых автомобилей и автобусов на уровне ЕС. Ассоциация ACEA организована в Европе в 1991 году с головным офисом в Брюсселе. В декабре 2008 года АСЕА ввела обновленную классификацию моторных масел "ACEA 2008 European Oil Sequences for Service-Fill Oils", в которой появились новые категории С4 и Е9, а также внесены коррективы в требования к маслам по антиокислительной стабильности и составу масел в связи с энергосбережением и экологической политикой.
Современная классификация ACEA  состоит из трех классов по типу двигателей:
Каждый класс подразделяется на категории различного уровня эксплуатационных свойств:
  • А/В—масла для бензиновых и легких дизельных двигателей;
  • С—масла для бензиновых и легких дизельных двигателей, оборудованных каталитическими нейтрализаторами отработавших газов;
  • Е---масла для мощных тяжелонагруженных дизельных двигателей грузовых автомобилей, автобусов.
КЛАСС имеет буквенное обозначение (например, А), а цифрой обозначается КАТЕГОРИЯ (например, А1). Дополнительно могут добавляться ещё 2 цифры года выпуска требований к категории (например,  А1/В1-04).
 
А/В: масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей.
 
По АСЕА категории А (бензиновые двигатели) и В (дизельные двигатели легковых автомобилей и фургонов) объединены (А1/В1). Категории А2 и В2 отменены как устаревшие и разрешены к использованию для старых автомобилей, если им рекомендованы масла подобных категорий. 

 

Категория масел
Рекомендуемая область применения
А1/В1
Категория масел, предназначенных для применения в бензиновых и  малонагруженных дизельных двигателях с увеличенным интервалом замены, допускающая использование масел , имеющих пониженную вязкость  при высоких температурах и высокой скорости сдвига  (HTHS от 2,6-для масел хW-20 до 3,5 мПа·c—для остальных классов вязкости по SAE). Масла этой категории обладают высокой стабильностью свойств, топливной экономичностью, но могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации.
А3/В3
Масла с высокой стабильностью свойств, предназначенные для использования в высокофорсированных бензиновых и малонагруженных дизельных двигателях легковых автомобилях и фургонов  для всесезонного применения и применения в тяжелых условиях эксплуатации (с HTHS  более 3,5 мПа·c), если это определено производителем двигателя. Допускаются удлиненные интервалы между сменами масла.
А3/В4
Масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и малонагруженных дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива, установленных на легковых автомобилях и фургонах .По сравнению с предыдущей категорией, имеют более высокую защиту от высокотемпературных отложений  и может полностью заменять её.
А5/В5
Категория масел с высокой стабильностью свойств, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и малонагруженных дизельных двигателях легковых автомобилях и фургонов при увеличенных интервала замены,  допускающая использование масел , имеющих пониженную вязкость  при высоких температурах и высокой скорости сдвига  (HTHS от 2,9 до 3,5 мПа·).  Масла этой категории обладают повышенной топливной экономичностью, имеют более высокую защиту от высокотемпературных отложений и лучшими показателями в об­ла­стях окис­ли­тель­ной ста­биль­но­сти по сравнению с АСЕА А1/В1 и полностью заменяют её.
Но масла категории А5/В5 могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей, поэтому необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации.
 
С: масла для бензиновых и дизельных двигателей с каталитическими нейтрализаторами отработанных газов
 
Спецификация АСЕА в категориях масел С, предназначенных для применения в бензиновых и дизельных двигателей с каталитическими нейтрализаторами отработанных газов, представляет специальные масла нового поколения Low SAPS oils и Mid SAPS с пониженным содержанием зольных элементов в своем составе и с ограничением по содержанию фосфора и серы в связи с установкой на современные автомобили специальных устройств для обеспечения норм по экологии— трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами (TWS—Three Way Catalyst) выхлопных газов  и сажевыми фильтрами (DPF-Diesel Particular Filter) , очень чувствительных к составу топлива и моторных масел, а именно к продуктам их сгорания, попадающих в систему выхлопа. 

 

Категория масел
Рекомендуемая область применения
С1
 Low SAPS
Категория масел с высокой стабильностью свойств, предназначенных для применения в высокофорсированных бензиновых и малонагруженных дизельных двигателях, оборудованных DPF  и  TWS, и допускающая применение масел, имеющих пониженную вязкость  при высоких температурах и высокой скорости сдвига  (HTHS минимум 2,9 мПа·с) и низкой зольностью LowSAPS.  . Эти масла увеличивают срок службы DPF и TWC, обеспечивают экономию топлива,  имеют наименьшую сульфатную зольность и самое  низкое содержание фосфора и серы.орых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации, т. к. эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей.
С2
Mid SAPS 
Категория масел с высокой стабильностью свойств, предназначенных для применения в высокофорсированных бензиновых и малонагруженных дизельных двигателях, оборудованных DPF и  TWS, и допускающая применение масел, имеющих пониженную вязкость  при высоких температурах и высокой скорости сдвига  (HTHS выше 2,9 мПа·с) и средней зольностью Mid SAPS  Эти масла увеличивают срок службы DPF и TWC, обеспечивают экономию топлива. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации двигателя.
С3
 Mid SAPS 
Категория масел с высокой стабильностью свойств, предназначенных для применения в высокофорсированных бензиновых и малонагруженных дизельных двигателях, оборудованных DPF и  TWS, и допускающая применение масел, имеющих пониженную вязкость  при высоких температурах и высокой скорости сдвига  (HTHS выше 3,5 мПа·с) и средней зольностью Mid SAPS  Эти масла увеличивают срок службы DPF и TWC, обеспечивают экономию топлива. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации двигателя.
С4
Low SAPS
Категория масел с высокой стабильностью свойств, предназначенных для применения в высокофорсированных бензиновых и малонагруженных дизельных двигателях, оборудованных DPF  и  TWS, и допускающая применение масел, имеющих пониженную вязкость  при высоких температурах и высокой скорости сдвига  (HTHS от 3,5 мПа·с) и низкой зольностью Low SAPS.  Эти масла увеличивают срок службы DPF и TWC, обеспечивают экономию топлива,  имеют низкую сульфатную зольность и низкое содержание фосфора и серы. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации, т. к. эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей

 

Е: масла для мощных тяжелонагруженных дизельных двигателей грузовых автомобилей, автобусов 
 

 

Категория масел
Рекомендуемая область применения
Е4
Масла с высокой стабильностью свойств, обеспечивающие отличную чистоту поршней, эффективно снижающих износ и препятствующих росту вязкости при накоплении сажи. Рекомендуется   для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3 и  Euro-4 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации. Обеспечивают удлиненный интервал замены, согласно рекомендациям производителя двигателя. Подходят для применения в двигателях без сажевого фильтра (DPF), и для некоторых двигателей, оборудованных системой рециркуляции выхлопных газов (EGR) и селективным катализатором нейтрализации отработанных газов (SCR  NOx reduction system).
Е6
 Low SAPS
Масла с высокой стабильностью свойств и низкой зольностью LowSAPS, обеспечивающие особо высокую чистоту поршней, предотвращают полирование стенок цилиндров, снижают износ  и образование отложений в турбокомпрессоре, уменьшают рост вязкости при накоплении сажи, устойчивы к старении. Рекомендуется   для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации. Обеспечивают удлиненный интервал замены, согласно рекомендациям производителя двигателя. Подходят для применения в двигателях с и без сажевого фильтра (DPF), и для двигателей, оборудованных системой рециркуляции выхлопных газов (EGR) и селективным катализатором нейтрализации отработанных газов (SCR  NOx reduction system-- для снижения оксидов азота). Масла данной категории наиболее подходят для двигателей с сажевыми фильтрами (DPF) в сочетании с малосернистым дизельным топливом. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации, т. к. эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей.
Е7
Масла с высокой стабильностью свойств, обеспечивающие особо высокую чистоту поршней, предотвращают полирование стенок цилиндров, снижают износ  и образование отложений в турбокомпрессоре, уменьшают рост вязкости при накоплении сажи, устойчивы к старению. Рекомендуется   для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации. Обеспечивают удлиненный интервал замены, согласно рекомендациям производителя двигателя. Подходят для применения в двигателях без сажевого фильтра (DPF), и для двигателей, оборудованных системой рециркуляции выхлопных газов (EGR) и селективным катализатором нейтрализации отработанных газов (SCR  NOx reduction system-- для снижения оксидов азота).
Е9
 Low SAPS
Масла с высокой стабильностью свойств и низкой зольностью LowSAPS, обеспечивающие особо высокую чистоту поршней, предотвращают полирование стенок цилиндров, снижают износ, уменьшают рост вязкости при накоплении сажи, устойчивы к старению. Рекомендуется   для применения в высокооборотных дизельных двигателях, удовлетворяющих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации. Обеспечивают значительно удлиненный интервал замены, согласно рекомендациям производителя двигателя. Подходят для применения в двигателях с и без сажевого фильтра (DPF), и для двигателей, оборудованных системой рециркуляции выхлопных газов (EGR) и селективным катализатором нейтрализации отработанных газов (SCR  NOx reduction system-- для снижения оксидов азота). Масла данной категории настоятельно рекомендованы для двигателей с сажевыми фильтрами (DPF) в сочетании с малосернистым дизельным топливом.
Автомобильная промышленность---самый большой потребитель на рынке смазочных материалов, и непрерывное совершенствование транспортных средств может достигаться только в постоянном тесном сотрудничестве с лидирующими производителями нефтепродуктов. Современные водители теперь отдают предпочтение только высококачественным и эффективным смазочным материалам, которые обеспечивают надежную эксплуатацию автомобильных средств.