Смазка пластичная
Пластические смазки применяют в тех узлах трения, конструкция которых исключает возможность использования жидких масел. В состав смазок, также как и масел, входят базовое масло, загустители и присадки. Основное различие между ними заключается в типе и количестве загустителя. Различные комбинации базовых масел и загустителей обеспечивают получение пластических смазок с определенными свойствами и характеристиками, которые являются основными критериями подбора для разных областей применения и решения тех или иных конкретных задач.
В качестве загустителей при производстве смазок используются:
- литиевое мыло (универсальные водостойкие пластичные смазки с интервалом рабочей температуры -20°C….+130°C;
- кальциевое мыло (водостойкие пластичные смазки с интервалом рабочей температуры -40°C….+60°C;
- натриевое мыло (не водостойкие пластичные смазки для роликовых подшипников с максимальной рабочей температуры +100°C;
- комплексные мыла (кальцевые, литиевые);
- неорганические загустители (в качестве загустителя-- бентонитовая глина);
- синтетические загустители (в качестве загустителя- политетрафторэтилен).
В качестве базового могут использоваться минеральные, синтетические, смеси из этих масел, а также растительные масла.
Для придания пластичным смазкам требуемых свойств (защита от коррозии, ржавления, высокого давления, температура и другое), в них добавляют присадки. Кроме присадок, характерных для масел, в пластичную смазку могут добавляться твердые добавки, такие, как дисульфид молибдена (MoS2), графит или керамику. Такие включения делают поверхность трения более гладкой.
Основными свойствами пластичных смазок являются:
- водостойкость -- характеризует устойчивость к растворению в воде или смываемость водой со смазываемых поверхностей;
- механическая стабильность -- способность смазок восстанавливать свою структуру (каркас). Благодаря этому свойству смазка удерживается в узлах трения;
- термическая стабильность -- способность сохранять свои свойства при воздействии повышенных температур;
- маслоотделение -- характеризует выделение масла из смазки в процессе применения, хранения или транспортировки;
- химическая стабильность -- характеризует устойчивость смазок к окислению;
- испаряемость -- оценивает количество смазки, испарившейся за определенный промежуток времени, при нагреве ее до максимальной температуры применения;
- защитные свойства -- способность смазок защищать трущиеся поверхности металлов от воздействия внешней среды (вода, растворы, соли и т.д.);
- температура каплепадения -- температура, при которой смазка из пластичного состояния переходит в жидкое и появляется первая капля при стандартных испытаниях;
Классификация пластических смазок по NLGI
Классификация Национального Института Пластических Смазок США (NLGI-- National Lubricating Grease Institute) класс смазок определяет по условной мере твердости смазки – Консистенции, которая выражается в номере или степени от 000 до 6. Чем выше номер, тем гуще смазка. Густота смазок, определяется числом пенетрации, измеряемой специальным конусом, который погружается в смазку в течение 5 секунд при температуре +25°C. По результатам измерений глубины погружения конуса определяется показатель пенетрации.
Номер класса по NLGI
(при +25°C)
|
Пенетрация
1/10 мм
|
Описание
|
Применение смазки
|
000
|
450-475
|
Очень жидкая, как масло
|
для централизованного смазывания закрытых передач и шестерен
|
00
|
400-430
|
жидкая
|
|
0
|
355-385
|
полужидкая
|
|
1
|
310-340
|
очень мягкая
|
является универсальной для смазывания подшипников скольжения и качения
|
2
|
265-295
|
мягкая
|
|
3
|
220-250
|
полугустая
|
|
4
|
175-205
|
густая
|
для создания герметичности и открытых передач
|
5
|
130-160
|
очень густая
|
|
6
|
85-115
|
твердая, как мыло
|
Для легковых, грузовых и других машин NLGI разработал сервисную классификацию автомобильных смазок. Данная классификация охватывает смазку шасси и колесных подшипников и подразделяется на две категории:
L-- смазки для шасси;
G—смазки для колесных подшипников.
Категория
|
LB (шасси)
|
GC (колесные подшипники)
|
Применение
|
Продленные интервалы замены (>3200 км). От легких до тяжелых условий эксплуатации (повышенная нагрузка, вибрация, присутствие воды)
|
От легких до тяжелых условий эксплуатации (движение с частыми остановками, буксировка. Вождение в горных условиях)
|
Свойства
|
Стабильность к окислению, сдвигу, защита от коррозии и износа даже при высоких нагрузках и загрязнении водой. Температурный режим от -40°C до +120°C
|
Стабильность к окислению и испарению,сдвигу, защита от коррозии и износа. Температурный режим от -40°C до +120°C, часто с повышением до+160°C и иногда до +200°C
|
Классификация пластических смазок по DIN 51502
Пластические смазки в Европе классифицируются по стандарту DIN 51502 и имеют следующую схему обозначений:
Маркировка по назначению смазки
|
||
К
|
Для подшипников качения, скольжения и плоскостей скольжения по DIN 51825
|
|
G
|
Для закрытых передач по DIN 51825
|
|
OG
|
Для открытых передач
|
|
М
|
Для подшипников скольжения и уплотнений
|
|
Маркировка по типу базового масла присадок
|
||
Р
|
Присадка ЕР
|
|
F
|
Твердая присадка (графит, дисульфид молибдена, керамика и т.д.)
|
|
Е
|
Полиэфирное масло
|
|
FК
|
Перфторовая жидкость (фреоны)
|
|
НС
|
Синтетические углеводороды
|
|
РН
|
Масло на основе фосфорной кислоты, эфиры
|
|
РG
|
Полигликолевые масла
|
|
SI
|
Силиконовые масла
|
|
Х
|
Другие масла
|
|
Маркировка по максимальной температуре и степени водостойкости
|
||
Обозначение
|
Верхняя температура, °C
|
Стойкость к вымыванию при заданной температуре испытаний по DIN 51807
|
С
|
60°C
|
0 или1 при 40°C
|
D
|
|
2 или 3 при 40°C
|
Е
|
80°C
|
0 или 1 при 40°C
|
F
|
|
2 или 3 при 90°C
|
G
|
100°C
|
0 или 1 при 90°C
|
Н
|
|
2 или 3 при 90°C
|
К
|
120°C
|
0 или 1 при 90°C
|
М
|
|
2 или 3 при 90°C
|
N
|
140°C
|
Оговаривается дополнительно
|
P
|
160°C
|
|
R
|
180°C
|
|
S
|
200°C
|
|
T
|
220°C
|
|
U
|
выше 220°C
|
|
где, 0—невымывание; 1—слабое вымывание; 2—средняя степень вымывания; 3—сильная степень вымывания.
|